Тарифы на лом чёрных металлов пересмотрены не будут
Металлурги считают, что лом чёрных металлов по железной дороге должен перевозиться по тарифам первого класса, а не третьего, как сейчас. Это позволит снизить себестоимость продукции и избежать возможного дефицита. ОАО «РЖД» и Федеральная служба по тарифам не согласны с доводами грузоотправителей.
По мнению генерального директора «НЛМК-Сорт» (входит в группу компаний Новолипецкого металлургического комбината) Александра Бураева, существующая ситуация, когда металлурги оплачивают доставку металлолома по тарифам, предусмотренным для конечной продукции, фактически означает прямое увеличение себестоимости российского металла.
«Лом чёрных металлов является одним из основных видов сырья для отечественной чёрной металлургии. В структуре потребления железосодержащего сырья он составляет около 35%, то есть более трети всего сырья, необходимого для нормального функционирования отрасли. При этом доля металлолома в структуре сырьевого обеспечения неизбежно будет возрастать в связи с ростом современного электросталеплавильного способа производства. Затраты на металлолом при этом типе производства могут составлять до 80% себестоимости металлургической продукции», – рассказал «Гудку» господин Бураев.
По его словам, перевод металлолома из третьего класса (готовой продукции) в первый (сырья) позволил бы вовлечь в оборот его значительные объёмы, скопившиеся в регионах.
Однако ОАО «РЖД» настаивает на своей позиции.
«Вопрос перевода лома чёрных металлов из третьего тарифного класса в первый неоднократно изучался РЖД и причастными органами исполнительной власти, в том числе в соответствии с поручениями правительства. Внесение изменений в действующую тарифную систему было признано нецелесообразным», – сообщила первый заместитель начальника департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД» Галина Зимовская.
Разница в тарифах на перевозку лома и других видов сырья (в 2–3 раза), продолжила госпожа Зимовская, соответствует соотношению цены лома чёрных металлов (около 10,5 тыс. руб./тонна в феврале 2012 года, по информации ИА «Металл-Курьер») и железорудного сырья (около 2,7 тыс. руб./тонна для концентрата железорудного, около 3,7 тыс. руб./тонна для окатышей). И обусловлена различными потребительскими свойствами грузов, в том числе расходом на единицу готовой продукции.
«Средний уровень транспортной составляющей при перевозках лома чёрных металлов на внутренний рынок в настоящее время не превышает 9,8%, что ниже среднего уровня транспортных затрат грузоотправителей при перевозках других сырьевых грузов для нужд металлургии, таких как коксующийся уголь (13,0%) и железная руда (16,7%)», – отметила Галина Зимовская.
Кроме того, в РЖД уверены, что действующие тарифные условия не препятствуют наращиванию объёмов перевозок металлолома в адрес отечественных потребителей, и ссылаются на динамику перевозок лома чёрных металлов в 2009–2011 годах. «Так, после значительного увеличения объёмов перевозок в 2010 году по сравнению с 2009 годом (рост почти на 30%) в 2011 году объём перевозок металлолома сохранился на высоком уровне 2010 года. При этом средняя дальность перевозок металлолома увеличилась с 799 км в 2009 году до 900 км в 2011 году», – сообщила госпожа Зимовская.
В Федеральной службе по тарифам (ФСТ) поддерживают позицию железнодорожников.
«Учитывая, что в настоящее время тарифы на перевозку лома чёрных металлов унифицированы (в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. – Ред.), решение об их снижении приведёт к значительному повышению эффективности экспорта лома чёрных металлов и снижению заинтересованности в его поставках на российские металлургические заводы», – считают в ведомстве.
По данным департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД», при переводе металлолома в первый тарифный класс снижение тарифа составит порядка 50%. В денежном выражении компания будет терять более 7 млрд руб. в год.
Ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что в нынешней ситуации металлургам логичнее всего было бы договариваться с железнодорожниками о применении к тарифам на перевозку лома различных понижающих коэффициентов, которые есть в Прейскуранте 10-01.
С сайта газеты «Гудок»
Он-лайн заявку
+7 (4852) 72-71-70 - многоканальный
+7 (4852) 42-71-70 - многоканальный
direct@locotrans.ru