СРО. Сколько нужно

Справочно-аналитическая информация:

Сколько структур, имеющих статус СРО, следует иметь операторскому рынку?

Вопрос дня: Сколько структур, имеющих статус саморегулируемых организаций, следует иметь операторскому рынку?

Гудок, 12.12.2012 г.

Андрей Исаев, заместитель генерального директора ОАО «Федеральная грузовая компания»:

– Такая структура должна быть одна, и её статус должен быть чётко прописан в государственных нормативных актах. Правила игры должны быть одинаковы для всех. И здесь очень важной должна быть позиция Минтранса. Нам нужны чёткие нормативы, определяющие наш статус – кто из нас оператор, а кто владелец подвижного состава. Если компания является просто собственником, то и полномочия у неё должны быть отличны от структур, бизнес которых заключается именно в оперировании вагонами. Минтрансу нужно в сжатые сроки внести в Думу уже сформированные предложения по разграничению компаний и по созданию единой операторской организации, наделённой правом внесения нормативных инициатив. Важно, чтобы каждая компания понимала сумму своих полномочий и свою ответственность перед рынком и государством. Поэтому ориентир при создании единой операторской организации должен быть на интересы крупных игроков.

Павел Чичагов, заместитель генерального директора ОАО «ТрансКонтейнер»:

– Организация, имеющая полномочия быть услышанной государственными регуляторами, должна быть одна. Иначе рынку не будут задаваться чёткие ориентиры, на какие правовые и экономические нормы он должен ориентироваться. Если кому-то хочется объединяться сугубо ради объединения, это его право. Но организация, имеющая полномочия полноценного обращения к регуляторам, может быть только одна. Разумеется, что суть её работы, структурную организацию и систему взаимодействия с ведомствами должны определять её ключевые участники – лидеры операторского рынка. «Малыши» не могут определять порядок работы структурообразующих компаний. Но в то же время операторская организация должна быть органом коллегиальным, где мнение каждого участника будет услышано.

Фарид Хусаинов, заместитель председателя Некоммерческого партнёрства операторов железнодорожного подвижного состава:

– Всё то позитивное, что было достигнуто за последние 10 лет на железнодорожном транспорте (например, ликвидация дефицита вагонов), достигнуто за счёт конкуренции. Создание единственного, безальтернативного СРО уничтожает конкуренцию в отрасли. Во-первых, такое СРО станет механизмом принудительного «вытаптывания» рынка, вслед за которым произойдёт рост ставок оставшихся на рынке участников. Во-вторых, в условиях грядущего создания Единого экономического пространства получится парадоксальная вещь: иностранные операторы, не имеющие обременений в виде обязательного членства в СРО, будут иметь конкурентное преимущество перед «загнанными в колхоз» российскими операторами; в итоге часть операторов с целью избежать дополнительных обязательств в рамках СРО может зарегистрироваться в Казахстане. За это заплатит бюджет РФ в виде недополученных налогов.

Дмитрий Николаев, генеральный директор группы компаний ООО «Транс-Групп АС»:

– Главное, что нужно операторскому рынку, – это единые для всех правила игры. Будут ли они обеспечены за счёт создания единой саморегулируемой организации либо таких структур будет несколько, неважно. Чисто в технологическом плане, наверное, проще обойтись одной структурой. Но если речь зайдёт о защите прав всех участников рынка, вне зависимости от объёма их бизнеса, то имеет смысл создать не одну, а несколько саморегулируемых структур с полномочиями выхода со своими предложениями в государственные структуры – регуляторы.

Евгений Ковырнов, заместитель начальника департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД»:

– Каждый из операторов – коммерсант, и цели у него сугубо коммерческие. В связи с этим от государства требуется одно – создание среды, гарантирующей им равные возможности в работе на рынке. Соответственно, имеет смысл дать операторам создавать столько организаций, сколько им нужно. Должны быть критерии, определяющие для операторов возможность создавать такие структуры и участвовать в них. Но ограничивать их одной СРО для рынка нерационально. Велика вероятность, что более крупные участники начнут направлять её работу в своих узкокорпоративных интересах, а у средних и мелких компаний не будет возможности защищать свои интересы. Поэтому после чёткого определения статуса операторских структур, их прав, полномочий и обязанностей следует решить, что на одной такой организации замыкаться не стоит.

Наши клиенты
Подняться вверх