Особое внимание вопросам безопасной эксплуатации грузовых вагонов

10 февраля состоялось заседание Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники».

Мероприятие прошло под председательством Сергея Калетина — вице-президента НП «ОПЖТ».

В работе заседания приняли участие более 80 представителей российских компаний и предприятий, профильных институтов и профессиональных сообществ, среди которых сотрудники ОАО «РЖД», АО «ВНИИЖТ», НПК «Уралвагонзавод», АО «ПГК», АО «Тихвинский вагоностроительный завод», НВЦ «Вагоны», НИИ вагоностроения и др.

Открыл заседание доклад Сергея Калетина об итогах работы Комитета по грузовому подвижному составу в 2016 году. В соответствии с планом работы Комитет провел 6 заседаний, в том числе 2 выездных (в июле 2016 года — на базе предприятий DANOBATGROUP в г. Бильбао, Испания, и в октябре 2016 года – на базе международной специализированной выставки «Станкостроения-2016», прошедшей в г. Красногорск). В прошедшем году были рассмотрены 46 вопросов, таких как обеспечение безопасности вагонного комплекса, проводимая техническая политика, направленная на совершенствование условий безопасной эксплуатации подвижного состава, вопросы о реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения поездов в вагонном хозяйстве, предложения о назначенном ресурсе срока службы составных частей грузового вагона и др.

Всего силами Комитета и его подкомитетов в 2016 году было проведено 23 заседания, рассмотрены и приняты решения по 280 вопросам. В течение всего прошлого года в рамках работы подкомитетов Комитет, в том числе, занимался разработкой и корректировкой законодательных правовых и нормативно-технологических актов, методических документов, включая вопросы технического регулирования и ГОСТов, стандартов и сертификации.

Так, Комитет согласовал изменения в регламент расследования причин отцепки грузовых вагонов и ведения рекламационной работы, поддержал предложение по проекту перечня продукции, подлежащей инспекторскому контролю и приемочному контролю инспекторами-приемщиками, рассмотрел порядок и критерии оценки технологического состояния буксовых узлов колесных пар РУ1Ш-957-Г и РВ2Ш-957-Г, согласовал утверждение проекта положения по добровольной авторизации подразделений предприятий на готовность проведения ремонта вновь разработанных инновационных грузовых вагонов, рассмотрел и согласовал план перевода парка грузовых вагонов принадлежности Российской Федерации на колесные пары и тележки грузовых вагонов, оборудованных кассетными узлами с подшипниками, сдвоенными или кассетного типа.

На заседаниях Комитета также рассматривались актуальные вопросы для производителей новой техники. В частности, были рассмотрены вопросы о рессорном подвешивании тележек с осевой нагрузкой 23,5 тонны, о колодке тормозной композиционной для грузовых вагонов; об инновационном отечественном энергосберегающеем биопокрытии TSMCERAMIC; о технологии конструирования и поставки станков для обработки колесных пар, осей и тележек и др.

Вместе с тем особое внимание Комитет уделил вопросам качества выпускаемой продукции и безопасной эксплуатации грузовых вагонов на сети железных дорог. В 2016 году были рассмотрены темы: о плане совместных действий по повышению качества ремонта и изготовления деталей буксового узла колесных пар грузовых вагонов, об определении финансовой ответственности компаний операторов подвижного состава за задержки поездов по причине отказов в работе технических средств, об обеспечение линии и пунктов текущего отцепочного ремонта запасными частями, проблемы и решения и многие другие.

В рамках работы с государственными органами в 2016 году Комитет НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу, на основании принятых решений, подготовил и направил в государственные структуры Российской Федерации 16 обращений, сообщил Сергей Калетин.

Всего за 2016 год в работе Комитета НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу приняло участие 124 специалиста от 64 предприятий. В рамках выступления Сергея Калетина состоялось вручение почетных грамот НП «ОПЖТ» наиболее активным членам Комитета.

Рассказывая о планах НП «ОПЖТ» на 2017 год, Сергей Калетин отметил, что в этом году пройдут 5 заседаний Комитета, из которых 2 заседания – выездные. При этом Комитет также продолжит организацию обсуждений законопроектов, затрагивающих интересы производителей железнодорожной техники, практику рассмотрения вопросов создания новой техники, качество выпускаемой продукции и разработки мер по совершенствованию технологии ее изготовления.

Продолжил работу Комитета доклад генерального директора ПКБ ЦВ Александра Иванова об итогах анализа отказов технических средств по вагонному комплексу в 2016 году. Так, в прошлом году зафиксированы 12 766 отказов технических средств. При этом основная доля отказов пришлась на вагоноремонтные предприятия — 33%, изготовителей узлов и деталей пришлось 15%, на ВРЗ – 14%.

Несмотря на то, что общее количество отказов по сравнению с 2015 годом упало на 41%, внимание требует тот факт, что основную долю отказов продолжил приносить буксовый узел (57,4%) и автотормозное оборудование (24,2%), отметил Александр Иванов.

Специалист внес ряд предложений на рассмотрение Комитета, которые могли бы снизить количество отказов технических средств: по буксовому узлу – контроль запрета формирования колесных пар для грузовых вагонов с применением осей типа РУ1, проработка совместно с ЕПК вопроса разработки технических условий на ремонт роликовых подшипников, внесение соответствующих изменений в руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520, организаций ВРК-1,-2,-3 ежемесячного учета количества вновь приобретенных роликовых подшипников и его предоставления заинтересованным подразделениям компаний; по колесной паре – актуализация классификатора «Основные неисправности грузовых вагонов», создание системы мониторинга состояния колесных пар грузовых вагонов с использованием информации аппаратуры КТИ, разработка ООО «Хекса» оптимального профиля поверхности катания колесных пар, обеспечивающего максимальное снижение бокового износа гребней колесных пар; по автотормозному оборудованию – организация проверок заводов изготовителей на соответствие качества диафрагм воздухораспределителей с условным номером 270, возобновление комиссии ОАО «РЖД» по тормозному оборудованию для железнодорожного подвижного состава, увеличение количества изучаемых вопросов по теме «Автотормоза» в годовых планах проведения технических занятий; по тележке – завершение периода перехода на чугунный фрикционный клин гасителя колебаний марки СЧ-35, включение в критерий контроля несоответствия зазоров между скользунами тележки и рамой вагона при допуске грузовых вагонов на инфраструктуру из планового ремонта, внесение изменения в РД №52 «Ремонт тележек грузовых вагонов» части введения требований установки нового фрикционного клина гасителя колебаний при ремонте в депо. Эти и многие другие предложения Александра Иванова были рассмотрены и одобрены Комитетом. Вместе с тем было принято решение о создании рабочей группы для проработки предложений, в которую войдут специалисты вагоностроительных и вагоноремонтных предприятий.

Участники заседания также обсудили консолидированное видение Подкомитета по эксплуатации НП «ОПЖТ», входящего в Комитет по грузовому подвижному составу, по минимально необходимому оснащению и обеспечению (в том числе, нормативной документацией) эталонных пунктов технической передачи для подготовки проекта технических и технологических требований к организации их работы. Задача разработать эти требования была поставлена на предыдущем заседании Комитета. Так, среди минимальных требований к пунктам технической передачи вагонов возможность обогрева, приема пищи и хранения инструментов, автоматизированное рабочее место с допуском к информационным системам, телефонная связь с дежурным по станции, ПТО и обслуживающими предприятиями, радиосвязь, в том числе, и с обслуживающими предприятиями, измерительный и слесарный инструмент, нормативные и руководящие документы, выписки из технологических процессов, нормативно-справочные материалы по выполняемым процессам, книга формы ВУ-15, акты формы ВУ-25 и ГУ-23. Предложенные требования и задачи были одобрены представителями Комитета. Сергей Калетин дал поручение подготовить на основании данных требований документ для разработки в НП «ОПЖТ».

Между тем в предложения по введению нумерации клина фрикционного на предприятиях изготовляющих клин в рамках борьбы с контрафактом продукции в грузовом секторе вагонного хозяйства были внесены ряд замечаний. Так, в ответ на предложение ввести актуальную конструкцию фрикционного клина М169800301, позволяющую маркировать клин одноразовой антивандальной индивидуальной меткой (пластмассовой пломбой) с уникальным номером и возможностью нанесения других интидификационных данных, часть участников заседаний отметили, что данная метка может быть легко сорвана, а базы данных с соответствующими номерами продукции будут долгое время неактуальны ввиду невыработки ресурса фрикционных клиньев, которые уже находятся в эксплуатации. Сергей Калетин отметил, что предложенная мера не остановит производства контрафакта, в отличие от введения системы сертификации детали.

О внедрении колесных пар с перспективным ремонтным профилем, разработанным ООО «Хекса» в эксплуатацию, рассказал генеральный директор данного предприятия Александр Голубятников. Цели проведенной работы – уменьшение износа в гребневой зоне контакта (в основе – новый профиль рельса Р-65 и соответствующие профили колес), достижение равномерной проработки профиля колеса и уход от двухточечного контакта к одноточечному, что и удалось достигнуть благодаря работе над геометрией колеса. Сергей Калетин отметил, что проведенная работа вызывает большой интерес со стороны собственников грузового состава и отметил, что Комитет по грузовому подвижному составу готов оказать помощь данной работе в части технической и инструментальной поддержки.

Вопрос актуализации нормативных документов, регламентирующих требования к грузовым вагонам при организации внеплановых видов ремонта раскрыл начальник департамента АО «ПГК» Алексей Танцурин. Он предложил продолжить работу по уточнению минимально допустимой толщины гребня колеса, по изменению требований к толщине гребня при подаче под погрузку вагонов на железных дорогах РФ на расстоянии не более 500 км, по приведению нормативных параметров при выпуске их текущего цепочного ремонта к эксплуатационным показателям; рассмотреть вопрос по установке логического контроля межремонтного норматива колесных пар и сроков службы литья тележек не зависимо от межремонтного срока грузового вагона на основании фактических параметров деталей; требования к поглощающим аппаратам, применяемым в эксплуатации, рассмотреть правила приемов вагонов на инфраструктуру в части порядка действий работников ОАО «РЖД» по допуску вагонов со всех путей необщего пользования, рассмотреть правила приема грузоперевозки в части несения ответственности грузополучателя за внутреннее состояние вагонов и остатков грузов, а также состояние крепежных элементов. Сергей Калетин согласился с необходимостью продолжения данной работы со стороны Комитета по грузовому подвижному составу НП «ОПЖТ».

О сервисном сопровождении инновационных вагонов, распространении сервисных центров АО НПК «Уралвагонзавод» рассказал начальник управления компании Алексей Брагин. Понимая, что продвижение инновационного подвижного состава на рынке неприемлемо без обеспечения всего жизненного цикла данной продукции, компания провела комплекс мероприятий по запуску в работу обменных фондов, созданных на базе вагоноремонтных предприятий АО «ВРК-1», «ВРК-2», «ВРК-3» для оперативного восстановления всех моделей вагонов в случае их отцепки в ТОР, сокращения времени нахождения времени нахождения вагонов в нерабочем парке и минимизации затрат собственника. Кроме того, компания с учетом основных маршрутов курсирования инновационного подвижного состава расширила сеть оперативного гарантийного обслуживания путем заключения дополнительных договоров, Сегодня на территории РФ существуют 14 обменных фондов АО НПК «Уралвагонзавод». Сергей Калетин, в свою очередь, отметил эффективность работы компании и поблагодарил ее представителей за обмен опытом на площадке Комитета.

Продолжило заседание голосование за кандидатуру председателя рабочей группы по реализации плана внедрения кассетных подшипников на грузовом подвижном составе. Большинством голосов участников заседания была утверждена кандидатура Михаила Сапетова, начальника управления вагонного хозяйства ЦДИ ОАО «РЖД», председателя Подкомитета по эксплуатации НП «ОПЖТ».

О проекте межгосударственного стандарта «Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки ремонтных документов и подготовки ремонтного производства» рассказал руководитель отдела стандартизации ООО «ВНИЦТТ» Денис Абрамов. Докладчик отметил, что проект стандарта конкретизирует положения ГОСТ 2.602-2013 «Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы» применительно к железнодорожному подвижному составу и предусматривает разработку ремонтных документов согласно ГОСТ 15902 на этапе постановки вновь разрабатываемого, модернизированного или модифицированного железнодорожного подвижного состава с организацией приемочных и квалификационных комиссий. Вместе с тем документ разрабатывается в соответствии с программой стандартизации НП «ОПЖТ» на 2015-2016 гг., а также в соответствии с программой стандартизации технического комитета №45 «Железнодорожный транспорт» на 2016 год. Сегодня окончательная редакция документа проходит обсуждение в рамках процедур ТК №45 и находится на стадии согласования с профильными подразделениями ОАО «РЖД». Сергей Калетин, в свою очередь, отметил, что Комитет по грузовому подвижному составу принял решение согласовать и поддержать разработку этого документа.

Между тем главный научный сотрудник АО «ВНИИЖТ» Александр Конюхов представил доклад о разработке комплекса государственных стандартов по применению алюминиевых сплавов в конструкциях вагонов. Докладчик сообщил, что в период с марта 2017 года по ноябрь 2018 года будет разработан комплекс документации по данному профилю для достижения соответствия российских вагонов, изготовленных с применением алюминиевых сплавов, высоких международных стандартов: ГОСТ Р «Железнодорожный транспорт. Полуфабрикаты из алюминиевых сплавов для кузовов вагонов. Технические требования», ГОСТ Р «Железнодорожный транспорт. Сортамент проката, профилей и панелей из алюминиевых сплавов для кузовов пассажирских и грузовых вагонов», ГОСТ Р «Железнодорожный транспорт. Соединения сварные кузовов вагонов из алюминиевых сплавов. Требования к проектированию, изготовлению и контролю качества», ГОСТ Р «Железнодорожный транспорт. Крепежные системы кузовов вагонов из алюминиевых сплавов и в комбинации алюминиевый сплав-сталь. Технические требования, методы контроля». Помимо АО «ВНИИЖТ» к разработке стандартов планируется привлечь «Арконик СМЗ» «РУСАЛ», ВНИИНМАШ, МВТУ им. Баумана, металлургические заводы и др. Комментируя выступления Александра Конюхова, Сергей Калетин отметил необходимость разработки этих документов, но также внес предложение поддержать разработку данных стандартов при целевом финансировании заинтересованных компаний и организаций.

В завершении заседания технический директор ООО «Завод Композит» Олег Головачев презентовал инновационные разработки предприятия в области системы энергопоглощения. Специалист рассказал об амортизирующих устройствах и системах, предназначенных для высоких и сверхвысоких динамических нагрузках, полимерных упругих элементах, а также демпферах специального назначения на их основе. Участники заседания согласились с Сергеем Калетиным, что данные разработки найдут успешное применение в отрасли.

Подводя итоги мероприятия, Сергей Калетин поблагодарил присутствующих и выразил уверенность, что Комитет по грузовому подвижному составу НП «ОПЖТ» сохранит активный темп работы в 2017 году.

http://мояколея1520.рф/new/2178/

Наши клиенты
Подняться вверх