Каждой детали – персональный паспорт

Одним из важных вопросов, который обсуждался на недавней вагонной комиссии представителей железнодорожных администраций стран – участников СНГ, стало создание общего автоматизированного банка по деталям грузовых вагонов.

С его помощью можно легко выяснить, легитимна ли та или иная деталь или это контрафакт. К таковым относятся прежде всего литые детали тележек: надрессорная балка, боковая рама и колёсные пары. В дальнейшем планируется включить в банк и детали автосцепного устройства.

Каждая из них должна иметь паспорт с техническими характеристиками завода-изготовителя. Он будет регистрироваться в автоматизированном банке данных в ИВЦ железнодорожных администраций (ЖА). Механизм работы таков: каждое предприятие – изготовитель данных деталей, а также вагоноремонтные предприятия передают необходимые данные в национальную информационную систему, то есть в свой дорожный вычислительный центр. Там эта информация аккумулируется и передаётся в ИВЦ ЖА. В проекте должны участвовать все железнодорожные администрации Содружества. Если хотя бы в одном месте на «пространстве 1520» эта задача не будет реализована – получим своеобразную чёрную дыру.

С чем связана такая необходимость? С тем, что в последнее время на подвижном составе стало появляться некачественное литьё, в том числе и из-за повторного использования ранее отбракованных деталей. Чтобы этого не допустить, необходимо все ключевые детали вагонов при их изготовлении обязательно фиксировать в едином банке данных. Для этого существуют паспорт на каждую деталь и ремонтная карточка, в которой отражаются все операции, производимые с этой деталью в процессе эксплуатации и ремонта. Причём паспорт заполняется только при изготовлении детали и при исключении её из эксплуатации. А для колёсной пары – ещё и при капитальном ремонте. И когда какая-либо деталь ставится на вагон, исполнитель должен запрашивать банк данных: числится там эта деталь или нет. И если числится, то где и на каком вагоне она должна находиться в данный момент. Учёт комплектации вагонов осуществляется с помощью специальной автоматизированной системы учёта комплектации вагонов АС УКВ, которая работает на всём постсоветском пространстве. Она предусматривает передачу сообщения о комплектации вагона при каждом выпуске вагона из ремонта – капитального, деповского и текущего отцепочного. Главная цель – установить, легитимны детали или нет.

Когда мы разворачивали эту работу в 2002 году, то уже тогда говорили, что нужно начинать с общего банка данных. Через АС УКВ планировали выйти на показатели надёжности вагона. Нас тогда не поняли – посчитали, что достаточно лишь в целом учитывать детали, которые входят в комплектацию вагона. И к чему это в результате привело? К тому, что номера деталей подчас вбивали в систему просто от фонаря. А когда это стало выплывать наружу, решили, что без общего банка данных всё же не обойтись. Вот тогда и начали работу по его созданию. В принципе, система уже разработана, вплоть до программного продукта. И об этом знают во всех железнодорожных администрациях Содружества. Мы же работаем как координаторы на межнациональном уровне. Но для организации такой работы необходимо, чтобы железнодорожные администрации все сведения по своим вагонам своевременно передавали в центральный банк данных ИВЦ ЖА. А вот этот процесс обеспечить не очень получается. Для этого необходимо приложить какие-то усилия, понести затраты, но по разным причинам, как субъективным, так и объективным, не все к этому готовы. Тем более что при внедрении любого программного продукта неизбежно возникают разного рода проблемы. Однако нужно отметить, что сейчас этот процесс постепенно начал активизироваться: Казахстан и Киргизия первыми начали передачу необходимой информации. В настоящее время ведётся работа с железнодорожными администрациями Эстонии, Узбекистана, Латвии. ОАО «РЖД» давно уже готово работать в этой системе.

Порядка 10 тыс. боковых рам, 6 тыс. надрессорных балок и 15 тыс. колёсных пар уже зарегистрировано в единой базе данных. Но это лишь самые первые шаги. Главная цель этой работы заключается в том, чтобы была учтена каждая деталь грузовых вагонов. Это позволит повысить уровень безопасности движения поездов, поскольку появится возможность отслеживать их состояние на протяжении всего жизненного цикла и при необходимости запрещать использование в вагонах деталей с истекшим сроком службы или ранее отбракованных по тем либо иным причинам.

Автоматизированную систему учёта комплектации вагона мы начали разрабатывать и внедрять ещё в 2003 году, а непосредственно к практическому внедрению приступили в 2004-м. На то, чтобы она заработала во всех железнодорожных администрациях стран – участников Содружества в полном объёме, ушло без малого 10 лет. И ещё, думаю, столько же лет потребуется, чтобы внедрить единый банк данных деталей грузовых вагонов. Потому что наблюдается очень большая инертность среди наших партнёров. Хотелось бы, конечно, ошибиться в своих прогнозах.

И последнее. На мой взгляд, системным учётом и анализом этой работы, так же как и её дальнейшим продвижением, должен заниматься ВНИИЖТ. Для этого у него есть всё необходимое.

Герман Райков, заведующий лабораторией «Вагоны и вагонное хозяйство» АО «ВНИИЖТ»

http://мояколея1520.рф/new/1454/

Наши клиенты
Подняться вверх