Для приказа Минтранса не осталось исключений

Норма о том, что в заявке должен быть указан собственник подвижного состава, с января 2012 года по инициативе РЖД применялась на шести дорогах


С понедельника ОАО «РЖД» распространило на всю сеть (кроме Северо-Кавказской железной дороги) действие приказа Минтранса № 258, согласно которому в заявку ГУ-12 грузоотправитель обязан вносить информацию о владельце вагонов, в которых будет произведена перевозка. Эта мера может временно осложнить ситуацию с подачей порожних полувагонов в марте, но затем решит проблему скопления подвижного состава на магистральных путях.

Напомним, приказ Минтранса № 258 «О внесении изменений в некоторые акты Министерства путей сообщения РФ» был издан 3 октября 2011 года.

Как пояснил «Гудку» первый заместитель генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД» Сергей Колесников, к ним уже обращались крупные операторы с просьбой распространить этот приказ и на другие дороги, поскольку пути к станциям погрузки забиты порожними вагонами и к ним не проехать даже тем, кто имеет договор с грузоотправителем. К примеру, по состоянию на понедельник стоят 41,5 тыс. вагонов, направляемых в Кузбасс. Хотя там уже идёт погрузка в вагоны тех же собственников и простаивающий парк потребуется в лучшем случае через неделю.

Согласно приказу Минтранса собственник вагонов должен быть зарегистрирован в автоматизированном банке данных полувагонов (АБД ПВ). Но РЖД столкнулись с тем, что лишь 30–40% собственников зарегистрированы в этой базе. Остальные перепродают подвижной состав, и сейчас сложно разобраться, кто и как им управляет. Операторы же, особенно мелкие, шлют вагоны на те станции, где, по их сведениям, в ближайшее время может образоваться грузовая база, хотя их там никто не ждёт.

«Сложилась такая ситуация, что мы сознательно решили пойти на её обострение, хотя понимаем, что это обернётся серьёзным простоем порожняка, который не сможет выйти на сеть, – говорит Сергей Колесников. – Обстановка на шести дорогах показала, что собственники пока не могут разобраться со своим парком. Поэтому и принято такое решение, которое заставит их навести порядок. Хочу подчеркнуть: на сети сейчас не дефицит, а профицит полувагонов».

По оперативным данным, в понедельник на Октябрьской дороге не могли выйти на сеть без документов 304 полувагона, на Горьковской – 4,5 тыс.

В Некоммерческом партнёрстве операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) полагают, что норму можно распространять лишь на маршрутные и групповые отправки.

«Для средних отправителей спланировать свою деятельность по количеству требующихся вагонов, по направлениям отгрузки не представляется возможным – многие работают «с колёс», – говорит председатель НП ОждПС Ольга Лукьянова.

Но такой отправитель знает, по словам главы партнёрства, что какой-то объём вагонов у него всегда будет отгружен, и заявляет себе определённый минимум собственных вагонов. «Сейчас, прежде чем обратиться к оператору за вагоном, нужно согласовать заявку ГУ-12 с перевозчиком. А поскольку клиент точно не знает, когда будет готов груз и куда он поедет, будет подаваться примерная, или, если хотите, «фиктивная», заявка. Она потом будет отменяться или изменяться, иначе отправитель не будет заранее обеспечен вагоном».

Крупные операторы, у которых большое количество крупных стабильных клиентов и, соответственно, маршрутных отправок, видят проблему лишь в подаче экспортных заявок ГУ-12. «Согласование экспортных заявок формы ГУ-12 осуществляется в последние 3–4 дня месяца, предшествующего перевозке, – указывает исполнительный директор НП «Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава» Дмитрий Королев. – Фактический же срок доставки порожнего вагона из северо-западных портов и портов Дальнего Востока на Кузбасс и металлургические предприятия Южного Урала составляет 6–12 суток. Поэтому для обеспечения порожними вагонами перевозок в первую декаду месяца необходимо опираться не на согласованные, а на заготовки формы ГУ-12 на порожний рейс».

С экспортными заявками, как пояснил Сергей Колесников, проблему можно будет решить с помощью базы электронных извещений, которая создаётся в РЖД. При получении извещения ЦФТО проверит все сведения по АБД ПВ и по электронной базе доверенностей. Небольшим грузоотправителям, скорее всего, придётся подчиняться общим правилам.

Наши клиенты
Подняться вверх