Баланс для покупки

В 2017 году на возмещение части затрат, связанных с приобретением специализированных вагонов и полувагонов, из резервного фонда правительства планируется выделить 5 млрд руб.

Соответствующий проект постановления правительства подготовил Минпромторг. Сейчас документ проходит общественную экспертизу на портале нормативных правовых актов, которая завершится 15 февраля, а принять его планируется в мае. Субсидии на единицу специализированного подвижного состава предоставляются в размере 350 тыс. руб., на единицу глуходонных и люковых полувагонов — 250 тыс. руб.

«Основным ожидаемым результатом реализации программы поддержки является рост объемов производства и продаж инновационных грузовых вагонов», — говорится в пояснительной записке к проекту.

По данным Минпромторга, в 2015-2016 годах было списано порядка 200 тыс. грузовых вагонов с истекшим сроком службы. Таким образом, на старте 2017 года на рынке будет достигнут баланс парка по универсальному подвижному составу. Однако в сегменте специализированного подвижного состава такого не случится из-за высокой стоимости вагонов и низких арендных ставок, что также препятствует принятию долгосрочных инвестиционных программ.

Как считают в ведомстве, без предоставления субсидий заказ на вагоностроительных предприятиях будет на уровне 20 тыс. вагонов, что не позволит сохранить компетенции отрасли. Необходимый объем поддержки на 2017 год сектора грузового вагоностроения оценивается в размере 5 млрд руб. Такая сумма позволит дополнительно загрузить производственные мощности российских заводов еще на 16 тыс. инновационных грузовых вагонов.

Участники рынка оценивают проект как сбалансированный вариант с учетом интересов всех заинтересованных сторон. «Он преследует три задачи: загрузка заводов не менее чем на 16 тыс. вагонов, стимулирование к выпуску новой инновационной техники и замена парка, а также равномерное распределение производства в 2017 и 2018 годах. Вначале стояла задача субсидировать только специализированный подвижной состав, но так как осенью 2016 года возникал локальный дефицит по отгрузке угля с Кузбасса, президент страны дал поручение рассмотреть целесообразность включения в проект и полувагонов. Минпромторг, конечно, это учел», — говорит заместитель генерального директора по перспективному развитию АО «Алтай вагон» Станислав Золотарев.

По его словам, в проекте учтены три категории вагонов с долевым распределением средств. На специализированный подвижной состав с размером субсидии 350 тыс. общий лимит составляет 2 млрд руб. В одну группу выделили глуходонные полувагоны, так как они, по мнению участников рынка, являются специализированными для перевозки угля. Речь идет об инновационных полувагонах грузоподъемностью 77 тыс. тонн, что на две тонны больше, чем обычные. На них выделено 250 тыс. руб. субсидии и 1,5 млрд руб. И в той же пропорции на люковые полувагоны. «То есть постановление сбалансировано таким образом, что на специализированный парк дается в общей сложности 3,5 млрд руб. и субсидируется покупка не более 12 тыс. полувагонов, так как на сети только-только обозначился баланс, а в этом году будет списано 13 тыс. полувагонов. Причем «глуходонники» отдельно выделены, чтобы обеспечить и не сократить растущие потребности перевозки угля. В 2016 году погрузка угля выросла на 4%, в январе 2017 года — на 9%», — отметил Станислав Золотарев.

В то же время операторы заранее предвидят трудности. «Мы ожидали, что субсидии на полувагоны будут в размере 350 тыс. руб., но дали меньше. На выделенную сумму можно приобрести максимум около 8 тыс. единиц техники. Кроме того, сроки принятия закона также вызовут затруднения. Субсидии можно будет получить в лучшем случае в мае, когда лимиты на заводах-производителях будут уже выбраны, так как они работают под заказ», — считает генеральный директор ООО «УГМК-Транс» Владимир Тарасенко.

Он также отметил существующий профицит парка полувагонов, но спрогнозировать ситуацию дальше достаточно трудно, так как на рост погрузки угля влияет много субъективных факторов. К примеру, будет ли Украина брать российский уголь и в каких объемах (в первом полугодии 2016 года она импортировала из России уголь на $446 млн при общей сумме зарубежных закупок в $678 млн).

Тем не менее интерес к предложению правительства есть. В частности, АО «Первая грузовая компания» планирует провести обновление парка в 2017 году. Сейчас у нее в наличии 170 тыс. вагонов. «Но фактический объем приобретения будет зависеть в том числе от рыночной конъюнктуры, а также от размера выделяемых субсидий», — уточнил начальник управления корпоративных коммуникаций ПГК Дмитрий Бауков.

В то же время эксперты отмечают необходимость субсидирования для обеспечения подъема производства грузовых вагонов. Размер компенсации затрат в 5 млрд руб. планировался еще в 2016 году, когда объем господдержки составил 13 млрд, уточнил руководитель отдела исследования транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Георгий Зобов. «Если анализировать ситуацию по поддержке государством вагоностроения, то основополагающей стала Программа поддержки транспортного машиностроения на 2016 год, в которой предусмотрены субсидии на приобретение грузовых вагонов. Ее реализация по итогам года позволила получить рост производства грузовых вагонов на 38%, то есть до 37 тыс., по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При наличии субсидий в 2017 году объем производства будет на уровне 40-45 тыс. вагонов, однако при отсутствии мер господдержки и явных признаков резкого улучшения экономической ситуации в РФ он не поднимется выше 30-35 тыс. единиц», — отметил эксперт.

http://мояколея1520.рф/new/2190/

Наши клиенты
Подняться вверх